Экология

Мифы и честные вызовы в экологии обсудили на фестивале EcoFriendlyFest

Главный редактор СМИ «Экология России» Ольга Стрелкова провела Public talk под названием «Найти Зеленую середину»

Мифы и честные вызовы в экологии обсудили на фестивале EcoFriendlyFest
Фото: EcoFriendlyFest

С одной стороны, экология стала инструментом манипулирования сознанием, экологические темы используют лоббисты, популисты с целью реализации частных интересов, хайпа. Гринвошинг, порой, трудно отличить от настоящей эффективной бизнес-политики, настолько завуалированные сценарии и методы используются в маркетинге. А с другой стороны, есть объективные явления, связанные с лесными пожарами, наводнениями, потеплением, таянием ледников, ростом населения и, как следствие, увеличением объемов мусора. Как разобраться человеку, вступившему на путь осознанного потребления в экологических смыслах и призывах, что реально можно сделать в природоохранной деятельности, в собственных привычках, в компаниях, взявших за основу управления принципы устойчивого развития.

Индира Акылбекова, эколог, разработчик приложения Eco Balance Life: «Я за принцип силы маленьких шагов, но каждый день и регулярно. Важно в конце дня задаваться вопросом – что я сделал для того, чтобы снизить свой экологический след. Возможно, вы отказались от пластиковой упаковки или сегодня у вас вегетарианский день, или поддержали природоохранный проект и многое другое. Например, в нашем мобильном приложении есть большой список простых действий, экопривычек, что можно предпринять, находясь дома, в офисе, в путешествиях, совершая покупки. Важно влиять на свое окружение, вдохновлять своим примером. Как и в любом деле – в экологии необходимо развиваться, применять и внедрять новые знания в свою жизнь, и здесь, как раз помогают сообщества, их можно найти и в соцсетях. Вместе люди создают синергию и эффект влияния на других людей становится больше. И смысл не в том, что это модно, а это естественно, сейчас мы живем в эпоху перепотребления. Важно сейчас это осознать и вернуться в норму».

Вероника Едемская, менеджер по устойчивому развитию сети гипермаркетов «Глобус», отвечая на вопрос, как в основу управления компании положить устойчивое развитие, сказала, что также важно начинать эту работу с себя: «У нас уже три года действует программа «Жить осознанно». Она включает в себя три аспекта – это забота о людях, благотворительные, социальные программы, забота о здоровье – это органический ассортимент питания, здоровая косметика, и забота о природе – это экологические инициативы, экологизация наших бизнес-процессов. Что реально можно сделать сейчас и что мы делаем? Кроме мест для покупок, у нас есть различные сервисы: мы установили фандоматы, есть пункты приема различных фракций. Это делается для того, чтобы покупатель мог вести осознанный образ жизни, просто приехав в один супермаркет. Он может поддержать социальные и благотворительные проекты, сдать сырье на переработку».

Анастасия Евдокимова, руководитель практики экологического маркетинга в компании «EcoDao»: «У нас уже сейчас есть все возможности, чтобы будущее поколение развивалось в благополучии. Потому что уже есть технологии, опыт зарубежных стран, который можно применять. И даже в перспективе ближайших лет. Например, обращение с отходами можно внедрять уже в ближайшем будущем. Сокращение зависимости от личного автомобиля – это то, к чему стремятся большие города, мы также можем популяризировать больше и общественный транспорт, и велотранспорт».

По мнению Екатерины Колчановой, соосновательницы Бюро партнёрств для достижения Целей устойчивого развития «Теперь так», на пути к экосапиенсу можно ошибаться, но главное — действовать, прямо здесь и сейчас. Бесплатный курс бережного потребления «Теперь так» дружелюбно подталкивает к осознаному выбору: «Как потребители, мы влияем на спрос, поэтому в наших силах делать выбор таким образом, чтобы убрать все избыточное: допустим, мы можем отказаться от упаковки, купив продукты на развес, от пакета, взяв сумку из дома, или от одноразовой посуды там, где можно поесть и из обычной. Как сотрудники компаний, даже тех, у которых нет ESG стандартов, мы можем действовать на своем рабочем месте. Например, перестать распечатывать то, что можно читать с экрана, а если действительно необходимо, то печатать с двух сторон. И даже если у вас в отделе не найдётся единомышленников, оптимизируйте те процессы, которые входят в ваши полномочия. Начинайте с того, что вам ближе и понятнее, то, что быстро принесёт даже самый маленький успех. А почувствовав его — да-а, у меня получилось что-то изменить! — переходите к следующему шагу. И так по чуть-чуть. А некоторым проще начать, просто поддержав других: сходите на субботник или сделайте донейшен в организацию, занимающуюся экологией. Иными словами, начинайте с чего-то простого и приятного, главное — действовать».

Ольга Стрелкова, главный редактор СМИ «Экология России»: «Над правдивостью и объективностью экологических смыслов особенно задумывается молодежь. Только в США более 60 миллионов студентов получают смешанные или ложные знания о климатической проблеме, это то, что будет определять их будущее. Поэтому очень важно уже на уровне образования давать не столько общие, сколько прикладные знания, учить рассматривать экологические проблемы, ориентируясь на их решение, с учетом проектного подхода. Допустим, почему бы не ввести в школах курс о семье и потреблении, который будет включать и программу выбора здоровой пищи, выбора одежды и т.д. Ну, и, конечно, принимая то или иное решение, делая выбор, надо чуть больше это осмысливать».

 

Еще по теме