Что происходило в заповедниках в годы Великой Отечественной войны?

«Экология России» собрала подборку некоторых фактов о жизни заповедников и роли их сотрудников в тяжелые годы испытаний

Что происходило в заповедниках в годы Великой Отечественной войны?

Надпись на обелиске: «В лесах Крымского государственного заповедника на хребте Абдуга, у Розового озера находился лагерь 3-го Симферопольского партизанского отряда… Зимой 1941 – весной 1942 годов погибли, умерли от ран и голода более ста партизан отряда. Вечная слава героям…»

Белгородчина

19 октября 1941 года  части немецкой армии вступили в поселок Борисовка Белгородской области. На его территории находился заповедник «Лес на Ворскле» с уникальной дубравой, сохраненной еще графом Шереметьевым. Немцы создали специальное подразделение, которое вело рубку леса. Для распиловки бревен на территорию заповедника были доставлены две дизельные лесопилки, на пилорамах работали немцы, а также советские военнопленные. Рубка леса велась принудительно сформированными бригадами из местных жителей. Для получения пиломатериалов выборочно рубились исключительно вековые дубы. Выбирались ровные прямые деревья, которых в настоящее время в заповеднике уже не встретишь. Все лесоматериалы вывозились в Германию.

Черноземье

В Центрально-Черноземном заповеднике немцы полностью вырубили дубравы на двух из трех участков заповедника. Варварские рубки немецкие войска вели и на территории заповедника «Тульские засеки». Огромный ущерб был нанесен природным комплексам заповедника «Галичья гора» (Липецкая область, территория не была оккупирована, но находилась в прифронтовой полосе). В  зоне оккупации оказался и ряд других заповедников: Центрально-Лесной, Центрально-Черноземный, Крымский, «Кивач», Тебердинский, Кавказский (частично), а также заповедники Белоруссии («Беловежская пуща» и Березинский). Кроме того, в прифронтовой полосе оказались заповедники Воронежский, Кандалакшский, Лапландский.

Крым и Кавказ

Вырубались уникальные леса Крымского заповедника, там немцы вырубили свыше 15 тысяч реликтовых сосен, организовав даже специальный лесозаготовительный трест. Уничтожались и ценные животные, в первую очередь крупные млекопитающие – в Крыму немцы выбили всех зубров. Всего за годы войны (согласно опубликованным данным) в Крыму и на Кавказе немцами были уничтожены свыше 1700 оленей, более 2000 косуль, около 50 туров, свыше 300 серн, 300 муфлонов.

Говоря о партизанском движении, важно упомянуть Крымский заповедник. Многие его работники стали бойцами партизанских отрядов либо сотрудничали  с партизанами. Руководство же всем партизанским движением в Крыму (29 отрядов) было возложено (1941-1942 гг.) на бывшего (1934-1936, 1938-1939 гг.) директора Крымского заповедника Алексея Мокроусова. По воспоминаниям участников партизанского движения в Крыму, в эти годы, несмотря на острейший дефицит продовольствия в партизанских отрядах, Мокроусов своим приказом категорически, под угрозой расстрела, запретил своим бойцам охотиться на зубров.

Летом 1942 года ожесточенные бои шли на территории Кавказского заповедника. Немцы стремились форсировать перевалы и прорваться к Черноморскому побережью. Сотрудники заповедника, выросшие и работавшие в горах, отменные следопыты и полевики, в совершенстве знали этот район. Они стали активными участниками сопротивления, которое встретили здесь фашисты. Личный состав охраны заповедника заслужил своей самоотверженной работой самую блестящую оценку со стороны армейского командования и партизан.
В предвоенные годы в Кавказском заповеднике были развернуты работы по восстановлению исчезнувшей на Кавказе популяции горных зубров. Это сейчас в заповеднике их обитает более 1000, а тогда было всего девять голов, содержащихся на территории зубропарка. И к лету 1942 года над уникальным зубровым стадом нависла смертельная угроза. Немцы проявляли нездоровый интерес к зубрам, они четыре раза бомбили зубропарк. Животных опекали семеро сотрудников заповедника, из них четыре женщины. И при приближении врага эти люди сделали невозможное – в тяжелейших горных условиях, рискуя жизнью, при минимуме снаряжения и продуктов, сумели перегнать зубров в отдаленный участок заповедника, не оставляя их без присмотра, организуя необходимую маскировку, искусственную подкормку, делясь с ними своими последними овощами. Об ответственности и долге перед заповедной природой говорит и тот факт, что в Кавказском заповеднике уже 7 февраля 1943 года был издан приказ директора, в котором говорилось, что «в связи с освобождением территории Кавказского заповедника от немецкой оккупации и удалением зоны военных действий от его границ, с 3 февраля на всей территории заповедника восстанавливается заповедный режим, … браконьеров задерживать, оружие отбирать с составлением актов, всякое разрешение на охоту в заповеднике считать недействительным».

Белоруссия

В Березинском заповеднике в Белоруссии оккупанты уничтожили все научные, архивные и коллекционные материалы, сожгли административные и жилые здания. Но хозяевами на этой земле гитлеровцы себя не чувствовали: на территории заповедника размещался крупный центр партизанского движения. Здесь базировались 11 партизанских бригад (15 тысяч бойцов) - болота и лесные массивы способствовали успешным партизанским операциям.

Заполярье

Во время войны в Заполярье резко осложнилось положение с продовольствием, доставка на Кольский полуостров была сверхзадачей. Рассматривались любые варианты пополнения запасов продовольствия, тогда и вспомнили о птичьих базарах. Весной 1942 года директор заповедника «Семь островов» Лев Белопольский был направлен в шестой особый дивизион Северного флота с приказом возглавить промысловую экспедицию. Задача, поставленная перед дивизионом, обеспечить промысел птиц и яиц на крупнейших в регионе птичьих базарах Новой Земли. В состав дивизиона входили два парохода, несколько рыбаков-бригадиров, а основной рабочей силой в отряде были дети: тридцать школьников из Мурманска и Архангельска. И эта экспедиция направилась на Новую Землю, чтобы в экстремальных условиях вести опасный промысел. За летний сезон 1942 года участники экспедиции собрали около полумиллиона свежих кайриных яиц, и добыли свыше 30 тысяч взрослых кайр – хороший приварок для госпиталей и больниц Мурманска и Архангельска.

В середине 1945 года была завершена работа республиканской госкомиссии по определению ущерба, причиненного системе заповедников за весь период войны. Общий прямой ущерб всех заповедников РСФСР, пострадавших от военных действий, был определен суммой в 34 миллиона рублей.

Надо отметить, что незамедлительно с момента прекращения оккупации либо боевых действий на заповедной территории в каждом заповеднике принимались меры по обеспечению его работы как природоохранного, так и научного учреждения. Так, в Воронежском заповеднике в кратчайшие сроки был восстановлен даже Музей природы, посетителями которого стали солдаты и офицеры маршевых подразделений.

Редакция «Экологии России» благодарит Всеволода Степаницкого за предоставленный уникальный материал

 

Еще по теме